Всемирный день анестезиолога-реаниматолога
Ежегодно в третьи выходные октября медицинское сообщество нашей страны поздравляет коллег – врачей анестезилогов-реаниматологов с их профессиональным праздником.
Мы присоединяемся к пожеланиям им здоровья, благополучия, мира и профессиональных успехов. И хотели бы вспомнить имена людей, чей талант и целеустремленность позволили сделать возможным сегодняшние анестезиологические пособия доступными и безопасными.
Сегодня известно, что первую в мире документально подтвержденную операцию под общим наркозом выполнил японский хирург Сэйсло Ханаока. Этот бесспорно одаренный хирург в течение многих лет изучал китайскую медицину и т.н. называемый стиль Каспара. Основоположником стиля был немец Каспар Шамбергер, работавший в 1649-1651 гг. в Нагасаки. Японские ученики переняли навыки западной хирургии и передавали их несмотря на жесткий официальный запрет властей. Главной же проблемой оставалось адекватное обезболивание операций. Ханаока обратился к книгам Хуа То, великого китайского врача древности, упоминавшего снотворное «мафейзан». Был известен его единственны компонент – дурман. В течение двадцати лет Ханаока испытывал «мафейзан» в различных составах и добился создания эффективного препарата названного «цусэнсан». В его состав входили дурман, женьшень, даурский дудник, сычуаньский любисток, пинеллия, однопокровница и дягиль. Алкалоиды этих веществ вызывали сонливость и временный паралич скелетных мышц. Употребив экстракт пациент засыпал через 2-4 часа и пребывал в бессознательном состоянии от 6 часов до суток. Первой пациенткой, которой была выполнена операция под действием цусэнсана стала 60-ти летняя Кан Айя, страдавшая раком молочной железы. Ханаока благополучно выполнил ей мастэктомию 13 ноября 1804 года. Позже он выполнял самые разнообразные операции – от удаления рака языка до извлечения камней из мочевого пузыря, но мастэктомию выполнял чаще всего: 156 раз с неизменным успехом.
Врач, первым разработавшим теорию наркоза стал английский анестезиолог Джон Сноу. В 1846 году американский стоматолог Мортон сообщил об открытии эфирного наркоза. После первых опытов на животных и на себе Сноу сделал маску для наркоза собственной конструкции и предложил свои услуги лондонской больнице Святого Георгия. Очень скоро Листон, ведущий хирург больницы, стал приглашать его на каждую операцию. Джон скрупулезно заносил в дневник ход операции и дозы, отслеживая все новости обезболивания. Сноу был первым анестезиологом, который всерьез задумался, почему хлороформ вообще действует. Должно быть, летучие вещества угнетают способность тканей поглощать кислород. Сноу наглядно показал это, помещая тонкую свечу в бутылку, через которую пропускали пары хлороформа. Пламя уменьшалось на глазах и в случае сгущения паров и при долгом горении в атмосфере с постоянной концентрации. Это наблюдение Сноу считал самым удачным в жизни: «Вот как работает наркоз: угнетение процессов окисления происходит и при подъеме дозы, и при длительном вдыхании разбавленных паров».
Судьба к Джону Сноу оказалась удивительно благосклонна. Дело в том, что британская королева Виктория, ставшая матерью к этому времени уже восемь раз, неизменно страдала приступами ярости после каждых родов. Сноу был приглашен в Букингемский дворец как ведущий анестезиолог Англии для обезболивания родов. Чтобы королева ни на секунду не потеряла сознание, он выбрал самый острожный способ: свернул воронкой носовой платок, влил в него половину чайной ложки хлороформа и поднес платок раструбом вниз ко рту и носу Виктории. Раз в десять минут наливалась еще половина чайной ложки. Через 53 минуты благополучно родился принц Леопольд. Хлороформ произвел на королеву хорошее впечатление, она написала, что его действие «успокаивающее, смягчающее и восхитительно чрезвычайно». После этого Джон Сноу стал нарасхват в английском высшем свете, а наркоз королеве снял множество бюрократических барьеров для применения общей анестезии.