1 мая 1941 года – День рождения УЗИ.
80 лет назад впервые Австрийский психиатр Карл Дуссик сообщил о своих опытах, показавших, что ультразвук можно использовать для диагностики.
История появления аппаратов, способных генерировать ультразвук, могла бы стать длиннее, если бы не гибель трансатлантического лайнера «Лузитания» 7-го мая 1915 года от торпеды германской подлодки. Из 1962 пассажиров выжило только 764. В этом же году Константин Васильевич Шиловский — физик, бежавший из России и работавший в Париже, совместно с Полем Ланжевеном подали французскому правительству проект эхолота — проект был принят. За год они сделали эхолот, способный засечь вражескую подводную лодку за несколько километров.
УЗИ стало возможным, после появления двух человек, один из которых открыл проницаемость твердых тел, а другой — просветил ультразвуком собственный мозг.
Сомнения в проницаемости твердых тел развеял физик Сергей Смирнов (1897-1957). Сын небогатого крестьянина, родом из Саратовской губернии, по настоянию бабушки окончил сначала церковноприходскую школу, а потом интернат, после окончания которого, вышел дипломированным сельским учителем. Но педагогика молодого специалиста не интересовала, поэтому он поступил в Саратовское техническое училище, а окончив его в петроградский Электротехнический институт. Трудолюбивый студент нашел для себя прекрасный заработок – ходил по квартирам и делал электропроводку, а после электрофикации общественной бани он смог, вместе с молодой женой, снять комнату. Совершенно случайно выяснилось, что в соседней квартире живет великий физик Леонид Мандельштам (1879-1944). Сергей попросился к нему на работу в Центральную радиолабораторию. Великий ученый написал на клочке бумаги условия трудной задачи и дал три дня на ее решение: Сергей решил ее на подоконнике не заходя домой. Ему ответили: «Оформляйтесь».
У Мандельштама работал сотрудник, учившийся у Ланжевена. Ему было поручено склеить из кристаллов кварца такой же излучатель ультразвука как у французов, но дело не шло: не удавалось подобрать состав клея. Работу поручили молодому коллеге – он долго колдовал, но клей был изготовлен и датчик собран. На этом он не остановился и стал замерять как ультразвук затухает в твердом теле. На ветвях деревьев лаборатории он развесил 800 метров металлических проводов – ультразвук проходил по ним прекрасно. Соколов пошел дальше и положил стальной лист на излучатель и залил лист маслом. И обнаружился удивительный феномен: ультразвук проходя через стальной лист вызывает рябь на поверхности – везде, кроме тех мест, где в металле были пустоты. Так появилось звуковидение.
Сергей Соколов написал статью об этом явлении, не особо придав ей значимость. Эту статью в 1937 году прочел венский психиатр Карл Тео Дуссик (1908-1968) и подумал, что опухоли мозга тоже отличаются по свойствам от здоровых тканей, так что дефектоскопия должна их обнаружить. Но как решиться подставить голову под ультразвук? Дуссик заказал испытательную установку вроде Соколовского дефектоскопа. Но дальше жизнь в Европе и мире подчинилась зверским законам мировой войны. Карл был вынужден бежать в США и только через четыре года вернулся в Австрию. Свой опыт он все же выполнил и подставил собственную голову под ультразвук частотой 1,5 МГц и приемник у другого виска зафиксировал ультразвуковой луч, хотя и несколько рассеянный и ослабленный. В ходе испытания Карл не ощутил ровным счетом ничего.
1 мая 1941 года Карл Дуссик написал статью о своих экспериментах, добросовестно упомянув в ней имя Сергея Соколова. Однако, к моменту выхода статьи уже шла война с Советским Союзом. Только чудом можно назвать факт непредъвления Соколову обвинения в шпионаже или сотрудничестве с какой-либо иностранной разведкой.
Карл вернулся к своим экспериментам с ультразвуком вместе со своим младшим братом Фридрихом уже после окончания войны. Голову пациента погружали в ванну с водой, затем сканировали ее в двух плоскостях, передвигали датчик. Приемник с другой стороны головы улавливал измененный ультразвук, перепады мощности которого меняли яркость свечения электолампочки. Эти изменения фиксировала фотобумага на вращающемся барабане. Так состоялось первое в истории ультразвуковое сканирование человеческого тела. Опят имел весьма ценные результаты. Опухоли разных органов действительно отражают звуковые волны сильнее здоровых тканей. Но установки были необычайно громоздкими: чтобы звуковая волна не терялась в воздухе, пациент погружался в ванну с водой, держа в руках огромный излучатель.
Знакомый всем посетителям кабинета УЗИ датчик-трансдьюсер создал Сергей Соколов. Он задумывал его как ультразвуковой микросоп размером с фонарик. В 1955 году на конгрессе в Брюсселе изобретатель так объяснял его устройство: «Узкий пучок ультразвуковых лучей испускаемых пьезоэлектрической кварцевой пластинкой «освещает» рассматриваемый предмет. Рассеянные предметом лучи проходят через акустическую линзу, собираются ею и попадают на приемную пластинку ...».
Остапенко Наталия Анатольевна, заведующая отделением функциональной и ультразвуковой диагностики: «Сегодня не возможно представить работу любого врача без возможности ультразвукового исследования пациентов. Врачи — специалисты способны выявить патологию внутренних органов на ранних стадиях, проводить такие уникальные исследования как ультразвуковые исследования плода, ультразвуковые исследования сердца, исследования сосудов. Совершенствование аппаратов дало возможность овладеть навыками УЗ диагностики широкому кругу врачей. И вот уже большая часть наших коллег, особенно тех, кто работает в стационарах, могут выполнить УЗ исследование. Тем более, что такая диагностика особенно ценна в экстренных случаях в приемных отделениях. Аппараты УЗИ, сегодня столь совершенны, что стали частью технологий при выполнении оперативных вмешательств, визуализируя области малотравматичных операций».
(статья подготовлена с использованием материалов из книги М.Шифрина «100 рассказов из истории медицины»)